Перевод образовательного процесса по информатике на свободное программное обеспечение

Представляю на обозрение моё выступление на «Методическом объединении» (в виде текста и презентации) в рамках конкурса «Учитель года 2012».

К сожалению видеозапись этого доклада не содержит звука.

Приветствие.

Я хочу поделиться своим опытом перехода на свободное программное обеспечение в обучении информатике.

Четыре года назад перед нами остро встал вопрос о лицензионной чистоте программного обеспечения. Как вы понимаете, этот вопрос имел в основном финансовый характер, так-как коммерческое программное обеспечение стоит достаточно больших денег.

К этому времени мы с моим коллегой Рассыхаевым Алексеем Александровичем осваивали новую для нас операционную систему Linux. Эта операционная система, а так же практически всё программное обеспечение которое в ней работает, является свободно распространяемым. По-этому выбор для нас был не трудным. И он пал на Linux.

У меня вопрос к аудитории. Кто из вас в своей работе и дома использует Windows (XP или 7). А кто использует что-то другое? Как видите Windows по использованию преобладает. И у учащихся дома стоит Windows, практически у всех.

Возникает вопрос, а стоит ли учить детей тому, с чем они возможно не столкнутся? Вопрос трудный. Но прежде чем на него ответить, я хочу рассказать о процессе перехода на новую систему, который вызвал ряд проблем. Во-первых, это технические вопросы, но на них я не буду заострять внимание. Второе — это проблемы с совместимостью тех учебно-методических материалов, которые у нас уже были с тем что нам нужно будет давать детям на Linux. Дело в том что абсолютно все методики и технологии, которые предлагались в учебниках и пособиях были ориентированы исключительно на операционную систему Windows.

По-этому, в течение первых двух лет мы переделывали практические работы и задания, так-как по функциональности и внешнему виду свободное программное обеспечение отличается от программ которые мы использовали ранее. Темы уроков, затрагивающие работу с операционными системами, делались кроссплатформенными, т.е. ориентировались на множественность операционных систем.

И теперь, на уроках на ряду с Windows, упоминаются и Linux и MacOs. Понятно что за курс школьной информатики мы не можем охватить всё разнообразие существующих программ. Но указывая детям на это разнообразие мы учим их самостоятельно адаптироваться к новым интерфейсам.

Что касается организации самих уроков, то здесь трудностей практически не возникло. Презентации демонстрируются абсолютно точно так же, цифровые образовательные ресурсы если для них не нужен специальный проигрыватель, работают. Хотя сейчас специальные проигрыватели стали появляться в том числе и для Linux.

Ещё одна задачка которую пришлось решать в кратчайшие сроки — это подбор учебно методических комплексов. Подбирались они таким образом, чтобы была соблюдена преемственность между младшим, средним и старшим звеном, а так же исходя из применимости практических работ и заданий. В настоящее время я могу сказать что наш выбор был удачным, так как сейчас все эти комплексы ориентированны на работу в разных операционных системах. Вообще в последние два года многие учебно-методические материалы рекомендуемые министерством образования носят уже кроссплатформенный характер, т.е. в темах охватываются все наиболее популярные операционные системы. Что не может не радовать.

В настоящее время мы полностью перевели образовательный процесс по информатике на свободное программное обеспечение. Найдены бесплатные аналоги всех программ, которые требуются в учебном процессе. Пока к сожалению нет достойной замены Macromedia Flash, для создания flash анимации.

Своим переходом на Linux мы опровергаем мнение что это ужасно сложная и неприменимая в образовании система.

Вернемся к вопросу, а надо ли всё это детям? И мой ответ — да. Дело в том, что показывая разные системы и программы, мы даём им право выбора. Ведь нельзя однозначно утверждать, «тебе должен нравиться Windows, а тебе Linux». Ребёнок должен решить сам.

И эти решения они уже делают. Многие подходят к нам с просьбами установить им Linux дома. Есть те кто просит вернуть уроки на Windows. И для каждого из них этот выбор правильный, так-как они остаются с тем что им удобнее. Им есть с чем сравнивать.

В заключении хотелось бы сказать. Современные информационные технологии не стоят на месте, они стремительно развиваются, и как следствие, учитель информатики и ИКТ должен постоянно учиться чему-то новому, чтобы его ученики могли свободно ориентироваться в информационном мире и обладали соответствующими навыками.

Реклама
Categories: Общая, Организация образовательной деятельности | 1 комментарий

Навигация по записям

One thought on “Перевод образовательного процесса по информатике на свободное программное обеспечение

  1. Приветствую брата по идеологии!
    Я поставил задачу во что бы то ни стало перевести 98% школьных компов на Linux.
    В качестве рабочей лошадки используем Lubuntu 12.04, прекрасно работает как на старых так и на новых компах, процесс установки полностью автоматизирован, достаточно включить загрузку по сети и выбрать нужный пункт меню.
    Все документы пользователей хранятся на сервере, есть как домашняя папка каждого пользователя, так и общая.
    Виндовые программы работают либо через ssh -X с сервера где установлен wine, либо с виндового сервера (пришлось купить терминальные лицензии), для пользователя все это прозрачно и все в виде ярлыков.
    Учителя особо не бунтую, обычно за неделю привыкают (в качестве бонуса им идет куча клевых игрулек).
    Если что интересно будет все вопросы на мыло, нам надо объединяться и делится опытом.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

Блог на WordPress.com.

%d такие блоггеры, как: